Наблюдая за тем, как играют наши дети, мы не всегда осознаем, насколько важной является эта деятельность для маленького человека, в какой степени она влияет на его личность. В последние годы родительское сообщество буквально захлестнула мода на раннее развитие. Мамы и папы, увлеченные тем, чтобы как можно раньше научить ребенка читать, писать и решать сложные логические задачи, совсем забыли о том, что главная «работа» для дошкольника – это игра.

Детские психологи уделяют особое внимание так называемой сюжетно-ролевой игре – то есть игре, в которой ребята распределяют роли, придумывают сюжет и в дальнейшем стараются придерживаться заданного формата. К сюжетно-ролевым играм относятся знакомые всем «дочки-матери», «казаки-разбойники», «магазин», «больница» и множество других.

Значение подобной игры в развитии личности ребенка поистине огромно. С воодушевлением играя, малыши познают мир, пытаются уяснить те сложные взаимоотношения, которые возникают между людьми в этом мире. Ролевые игры воспитывают в ребенке такие качества, как ответственность, чувство долга, волю, способность к сопереживанию. Здесь развивается воображение, фантазия, произвольное (осознанное) поведение, познавательные способности – словом все те свойства личности, которые, в конечном счете, и характеризуют человека.

Интересно, что для организации сюжетно-ролевых игр детям необходима компания других ребят, но если общества нет, то в ход идут игрушки. Они исполняют роли, на которые в настоящий момент ребенок не может подобрать живых исполнителей. Именно поэтому девочка с таким упоением будет кормить, расчесывать и укладывать в постель куклу или котенка hello kitty, а мальчик устроит пиратский корабль, станет его капитаном и наберет экипаж из всех своих игрушек.

Педагоги и психологи советуют родителям не только всячески поощрять сюжетно-ролевые игры, но и внимательно наблюдать за детьми, когда они играют. Дело в том, что по тому, как ребенок ведет себя во время игры, можно судить о формирующемся характере, подмечать какие-либо нежелательные моменты и исправлять их.

А еще наблюдательные мамы и папы могут увидеть в играющих детях самих себя (ведь малыши нередко исполняют роли взрослых), а это бывает не совсем приятно. Но мы взрослые люди, а потому можем скорректировать поведение ребенка и призадуматься о собственной жизни.